Елена, но не Троянская — русский взгляд на справедливость


Во-первых, стоит отметить, что Андрей Звягинцев, режиссер фильма «Елена», необычная фигура для нашего кино. Можно говорить много о том, хороши его фильмы или плохи. Совершенно точно одно – они очень живые, настоящие, это вам не глянец Бондарчука, не чернуха, не отсылки к сивушному духу и лаптям. Это кино о людях с настоящей русской душой.

Сценарий фильма «Елена» отмечен мировыми премиями, даже жюри на Каннском фестивале положительно высказалось о картине. Что же такого демонстрирует нам очередная бытовая драма?

Москва, наши дни. Два мира, две семьи, между которыми разрывается пожилая женщина. Она замужем за богатым человеком, у которого есть дочь от первого брака. А у Елены от первого брака – сын. Муж Елены, Владимир, не воспринимает её как равную себе, он помыкает женщиной, как своей собственностью. В то же время, сын её имеет семью, двух детей, но является безработным. Без помощи матери они бы жили в нищете. Дочь Владимира нищеты не знала и не узнает никогда, она ведет богемный образ жизни. Именно дочь становится камнем преткновения. Когда Владимир оказывается в больнице с сердечным приступом, он решает расставить приоритеты иначе – своей «служанке» он собирается завещать только пожизненное содержание, надо сказать, скромное, а дочери оставляет все свои богатства. Елене очень не нравится это решение и в ней просыпается … чудовище?

Можно ли назвать монстром человека, который не ориентируется в том, что грех, а что нет? Человека, для которого не существует понятие святости? Старшее поколение, для которого, вроде бы снят фильм, получает после просмотра только испорченное настроение – они видят глубоко несчастных одногодок и молодежь, которая предпочитает занимать позицию потребителей и иждивенцев.

Кадр из фильма "Елена"

Звягинцев создаёт особую атмосферу – артхаусный фильм, специфика темы отношений «Отцы и дети», прекрасный саундтрек и работа оператора… И никаких нравственных ориентиров – только блуждание в темноте. Зритель не знает, кому сочувствовать, кого уважать, кого презирать. Каждый раскрыт в фильме с таким внутренним адом, что невольно сопереживаешь всем. Кому бы лучше оставить эти деньги?

Однообразие, полное отсутствие семьи, какая-то истеричная жертвенность Елены, тоскливый комфорт. Режиссер нагнетает атмосферу, но кульминация не происходит. Фильм даже лишен морали. Это производит грустное, тягостное впечатление.

Кадр из фильма "Елена"










Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 1697 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Группа в "Facebook"



Архивы

Группа в "ВКонтакте"

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Email      [email protected]