Признаюсь, что фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель» я начинал смотреть два раза. Первый раз просмотр был завершен на 27 минуте, а вот во второй раз я досмотрел до конца. И был очень удивлен тем впечатлением, которое на меня в целом оказал фильм.
Прежде всего, это кино совершенно не похоже на современный российский кинематограф. Ключевое отличие - бесстрашие режиссера. Михалков сознательно снял ересь, но какую ересь! После обильного хлама криминальных сериалов и хреновых псевдоисторических картин, мы вдруг видим фильм, в котором отлично работает оператор (что такая редкость для нашего кино!), в котором диалоги героев сопровождаются актерской игрой, в котором сюжет построен настолько оригинально, что это напрочь рвет шаблон.
Сразу нужно отказаться от желания сравнить фильм с реальной историей. Это приведет только дикому возмущению и совершенно не нужно для правильного восприятия картины. Исторических нестыковок столько, что впору сравнивать с «Бесславными ублюдками» Тарантино или американским «Враг у ворот» про «Фьодора Зайтсева». Но если посмотреть на «Цитадель» как на фильм-фантасмагорию, фильм-притчу, то все станет на свои места.
Мое мнение таково, что режиссер на примерах эпизодов фильма (да, часто связанных очень «нелинейно») попытался донести некую сложную мозаичную картину. Но зрители в-основном вместо мозаики увидели лишь ее фрагменты. А между тем, картина получилась реально эпическая! И мне кажется, что именно разорванность, хаотичная «чудесность» сюжета фильма создает этот эффект. И не нужно бояться этой эпичности. Просто нужно увидеть картину штурма Цитадели толпой с лопатами не как абсолютно абсурдный исторический эпизод (которого, скорее всего, просто не могло быть в действительности), а как некую символическую фреску.
Фильм настолько непривычен, что даже сложно судить его отдельные эпизоды и актеров. Там где сначала видится огрех, потом начинаешь узнавать осмысленную «фишку». Но результат есть результат – феерический провал в прокате (бюджет 45 миллионов, а сборы – полтора), что говорит только о том, что нашему зрителю в широком прокате такое кино показывать явно не нужно. Фактически, это арт-хаус, но снятый с совершенно небывалым размахом. Такой русский «Апокалипсис сегодня». Который также вызывал в свое время кучу вопросов о достоверности и гневных филиппик.