"Щелкунчик и крысиный король", снятый Андреем Кончаловским, должен был произвести фурор по задумке автора. Только вот проблема – несмотря на то, что Гофман все-таки мрачный немецкий романтик, его сказка – это действительно волшебная сказка. А у Кончаловского это фильм ужасов с куклой, крысами и детьми.
Если задумывалась сказка на рождество, так ее перенасытили подробностями, сделали слишком запутанный и сложный сюжет и добавили кучу глубоких подтекстов, которые сказке ни к чему. Вряд ли дети оценят юмор слова «крысификация». Сардонический смех для детской картины – сомнительно.
С другой стороны, к несомненным плюсам фильма можно отнести шикарные декорации и спецэффекты. Конечно, саундтрек стал удачным ходом – классика в любой обработке звучит завораживающе. В принципе, несмотря на то, что фильм полон аллегорий и аллюзий, и дошкольники не увидят, что крысы – это фашисты, не оценят некоторых более взрослых шуток, они заметят главную линию фильма, идею борьбы добра и зла. В красивом обрамлении, в сказочном царстве для детей вырастает … очередной ужастик.
Мэри, кстати, выглядит, как младшая сестра Лизы Боярской, которую долго не кормили. Классический вид Щелкунчика, видимо, претил Кончаловскому и он создал деревянный обрубок, больше похожий на Гурвинека из «Веселых картинок».
Фабрика дыма вообще нечто. Ну почему нельзя использовать в детских фильмах детские идеи, зачем непременно напоминать о чем-то страшном для взрослых? Это же определенно крематорий. Представьте, как бы Гофман вписал в «Щелкунчика» крематорий? Слава Богу, он не дожил до тех времен, когда использовали эти «фабрики дыма». Крысобайк, современные шуточки – опять же, кто должен их оценить, дети или взрослые? Для кого создавалась картина?
А теперь еще нонсенс. Фильм переносит зрителя в Вену 20-х годов, на это были запилены порядочные деньги из бюджета, поскольку режиссер сам говорит, что хотел максимально точно воссоздать ту эпоху. И казалось бы, на фоне изящества, элегантности в костюмах и архитектуре только и разворачивать сказку, но нет! Герои непременно должны сыпать сленговыми словечками. Это, дескать, привлечет подростков.
Да они побегут на Джонни Деппа в «Алисе» и «Пиратах», а не на Энштейна, Фрейда, Крысофашистов и шуточки низкого пошиба. В общем, с чувством прекрасного у Кончаловского что-то не так. Хотя, если абстрагироваться от Гофмановской сказки, фильм смотреть можно. Но забыть настоящего Щелкунчика тем, кто его читал, очень трудно.