«Двойник дьявола» - спорный и сложный фильм на своеобразную тему.
Раскрывая двойную жизнь сына Саддама Хусейна, картина одновременно умудряется не впасть в излишнее любование американо-иракской войной. Вероятно, удается сохранить индиферрентность благодаря тому, что картина производства Бельгии, а режиссер – Ли Тамахори – новозеландец и не испытывает патриотического зуда, заставляющего демонстрировать героизм янки там, где это неуместно. Фильм вообще не об этом. «Двойник дьявола», по сути, борьба добра и зла с точки зрения США как государства и с точки зрения зрителей, которые сопереживают главным героям.
Главных героев два. Или все-таки один? Доминик Купер сумел создать совершенно разные образы, реального сына Хусейна и Латифа, его двойника, которые и конфликтуют между собой и живут в каком-то немыслимом единении. «Принц и нищий» в этой трактовке превращаются в жестокую историческую драму, наполненную множеством смыслов.
Удей Хуссейн – полсумасшедший, старший сын диктатора, который ведет богемную развратную жизнь, олицетворяя собой зло во всех его проявлениях. Для него нет никаких запретов или ограничений, даже на убийство. Латиф Яхиа – обычный парень, иракский офицер. Он не может отказаться от требования Хуссейна стать двойником Удея. Пытки и угрозы заставляют юношу пойти на операцию и жить тайной жизнью. Латиф с благоговением относится к традициям своей страны, тогда как Удей похож на балованного европейца, которому позволено быть садистом, извращенцем, настоящим дьяволом. Удею плевать на свою страну, его все устраивает. А Латиф и рад бы сделать мир лучше, но не может и не сможет никогда. Это двойственность внутри фильма и внутри героев и является главным лейтмотивом.
Доминик Купер оборачивается то одной, то другой стороной и даже невероятно, что это все только один человек. Какова цена свободы? Сколько ступеней страха и одиночества может перенести обычный человек? Нервный, тяжелый, динамичный фильм оставляет после себя много мыслей, много вопросов, на которые невозможно дать однозначный ответ.
Документально-биографический фильм о войне – сухо звучит и не вызывает желания смотреть. Но на самом деле и форма и содержание здесь достигли вершины единства. Фильм демонстрирует в очередной раз, что зачастую на детях гениев, даже злых, природа отдыхает. Или просто злые гении слишком заняты собой и своими коварными планами порабощения мира, чтобы как следует уделить внимание своим отпрыскам.
«Двойник дьявола» - это противостояние зла, противостояние морали и распущенности.