«Путь домой» - фильм о России для американцев. Это идеологический фильм, который призван в очередной раз напомнить об ужасах коммунизма.
И Гитлер, и Сталин в сознании американцев символизировали страшнейшую угрозу для их общества. Фашизм уже довольно-таки замусоленная тема. Питер Уир, снявший картину, вообще отличается оригинальным видением мира. Чтобы не подражать множеству других до него, развенчивавших пафос третьего рейха, выставлявших трагизм Второй Мировой, он решил продемонстрировать, каково приходилось политзаключенным в Сибири.
Тема, собственно, тоже довольно-таки избитая. Более того, идейность фильма видно за километр. Сценарий фильма основан на книге некоего Славомира Равича, польского военного. Книга, мягко говоря, спорная и скорее всего, неправдоподобная. Однако достаточно драматичная, чтобы можно было экранизировать и вдоволь рассказать о жертвах режима.
Два часа сплошного горя и позора России, постоянное обличение суровой действительности. Самое любопытное, что во главе многонациональной компании, которая и осуществляет этот самый побег из лагеря, стоит американец, типичный мистер Смит, который воплощает в себе эдакого супермена, проводящего «своих» сквозь русский ад к вратам западного рая.
Для того, чтобы мистер Смит получился фактурнее, ему в пику придуман характерный русский зэк, Валька. В роли Вальки – Колин Фаррелл, который и стал, пожалуй, главный плюсом картины – так перевоплотиться из привычного джентльмена и красавца в такого знакомого русского бандюка.
Без прекрасной дамы тоже не обошлось - наравне с мужчинами Ирена с удовольствием рассказывает о том, что русские во всем виноваты, а советская власть представляет собой чистейшей воды зло.
Фильм напыщен и слишком натуралистичен. Муки голода, изъязвленные тела, стихийные бедствия и главный враг для всех – Россия. Герои словно выступают на сцене, произнося едкие и обидные монологи о проклятой стране, изуродовавшей их светлое будущее. Абсурдность ситуации политзаключенного американца и поляка никого не смущает, а Валька – Колин Фаррелл – по сравнению с ними более выгодно устроился, что еще раз доказывает, что все русские в фильме очень типичны и непременно криминалитеты. Почему-то Уир решил, что все гонения советской России были очень романтически направлены только на иностранцев. И эта политическая и идейная подоплека делает фильм немного тошнотворным – уж кто-кто, а русские идейных фильмов насмотрелись на век вперед.