Российский кинематограф жив. Доказано Сокуровым. Его «Фауст» получил самую главную награду на завершившемся шестьдесят восьмом Венецианском кинофестивале — «Золотого льва Святого Марка». Кроме того, фильм был также отмечен призом экуменического жюри с формулировкой «за грандиозную художественную интерпретацию классического произведения». Вожделенный приз тем «слаще», что решение о его вручении было принято жюри единогласно. А председатель этого самого жюри Дарен Аранофски отметил, что «Фауст», без сомнения, стал событием, изменившим жизнь каждого человека, который посмотрел эту картину.
Стоит отметить, это лишь пятый приз российскому фильму за всю историю существования кинофестиваля. До этого честь держать в своих руках «Золотого льва» имели Сергей Юткевич (за вклад в мировое киноискусство), а также Андрей Тарковский за фильм «Иваново детство», Никита Михалков за картину «Урга — территория любви» и Андрей Звягинцев за «Возвращение».
Принимая статуэтку, Александр Сокуров пошутил по поводу невеликих размеров великого приза, а также поблагодарил всех, кто принимал участие в создании шедевра. Список этот, надо сказать, очень даже немаленький, ведь картина получилась беспрецедентная для режиссера по своему масштабу: над немецкоязычным проектом «Фаустом» трудились специалисты из тридцати восьми стран мира, самым знаменитым из которых является Брюно Дельбоннель, известный по работам в фильмах «Амели» и «Гарри Поттер и Принц-полукровка».
Фильм Сокурова завершает тетралогию о природе власти, начатую режиссером еще двенадцать лет назад. Предыдущими тремя являются «Молох», «Телец» и «Солнце». Но ни одна из них ранее не удостаивалась такого признания. Для Сокурова это вообще первая большая награда.
В своей речи режиссер также заметил, что приехал в Венецию «не для того, чтобы получить премию, а для того, чтобы показать картину, дать старт ее жизни, приблизить к людям. Но произошел тот случай, когда мы оказались поняты. Это бывает не так уж часто». Кроме того, Сокуров сообщил, что победу на Венецианском кинофестивале не будет никоим образом использовать для рекламы фильма или для выпуска его на больших экранах в России.
Помимо Александра Сокурова и его экранизации произведения Гете были вручены еще несколько наград. Так, лучшим режиссером и обладателем «Серебряного льва» стал Шанджун Цай со своим фильмом-сюрпризом «Гора людей, море людей». Специальный приз получила «Терраферма» Эмануэле Криалезе. Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль получил Майкл Фассбендер за «Стыд» и «Опасный метод», а лучшей женской ролью была признана роль домработницы в фильме «Простая жизнь», которую сыграла Дина Йип. Приз за лучший сценарий достался «Георгосу Латимосу и Эфтимису Филиппу («Альпы»), а лучшим оператором на этот раз был признан Робби Райан («Грозовой перевал»). Приз же Луиджи де Лаурентиса, «Лев будущего» за лучший дебют получила картина Гуидо Ломбарди «Ла-Бас. Криминальное образование».
Удивительно, но ни «Резня» Романа Полански, ни «Шпион, выйди вон!» Альфредсона, ни «Мартовские иды» Клуни, ни «Стыд» Стива Маккинуна не были отмечены никоим образом.